?

Log in

No account? Create an account

klub_dialog


Православный клуб Диалог


Previous Entry Share Next Entry
Зачем нам Бог?
Олег Козлов
kozlov_oleg8888 wrote in klub_dialog
Не так давно человечество пришло к выводу, что вся деятельность человека во всём её многообразии проявлений и на всех уровнях по сути регулятивна, то есть ,является избавлением от дискомфорта и увеличением комфорта. Еда, дыхание, моргание, слушание музыки - что угодно. Дискомфорт разнообразен и ненасытим, разве на короткое время. И уж конечно религия – тоже способ избавиться от некого дискомфорта.
Здесь для верующего человека кроется немалая засада: он может попасться на психологический механизм компенсации и вместо веры в Бога, любви к Нему и служения Ему – неосознанно использовать Его как затычку или костыль (компенсацию) для своих чисто мирских, психологических проблем. Увы, таких случаев очень много, если не сказать – большинство.
Что в этом плохого? – Всё плохо. Плохо то, что это – фальшивая вера, а человек об этом даже не догадывается. В этом случае становятся справедливы все упрёки атеистов в том, что «вера – для слабаков», «религия – опиум для народа» и слова Августина Блаженного «все наши беды от того, что мы служим тому, чем надлежит пользоваться и пользуемся Тем, Чему надлежит служить».
И самое печальное, что наша вера тогда становится заложницей мирского процесса или события.
Например, пришёл человек больной в церковь – здоровья себе выпросить.Вроде бы всё в порядке и церковь одобряет такие душевные порывы, даже молитвы есть специальные - об исцелении. Но человек в этом случае часто ищет не Бога, а доктора и если бы попался ему на пути хороший врач (хоть и атеист), вылечил его лекарствами – то и Бог вроде уже не нужен. Или, несмотря на истовые молитвы человек остаётся больным, может даже умирает от болезни…И разве редкость в этих случаях услышать: «нет никакого Бога – я Ему так молился, а Он не ответил». Под маской веры кроется искус атеизма, шантаж: «Если Ты есть – докажи мне, тогда поверю».
Но может случиться так, что человек с таким отношением получает желаемое. Не факт, что это прямое чудо Божье, может, просто организм справился или механизм самовнушения сработал. Счастливый случай. Тогда начинается эйфория, агрессивное спасательство, советы молиться в таком-то храме, у такой-то иконы или определённому святому. Вроде тоже на первый взгляд ничего плохого и церковь это поощряет – но корни этого процесса мирские. Можно советовать «целебную иконку», а можно, с тем же успехом и энтузиазмом – обычное лекарство. И шарахаются обычно люди от такого назойливого «спасённого» христианина за версту. И всё же, однажды такая вера сломается - если Господь вдруг не выполнит просимое, не оправдает возложенных на Него надежд и функций.
Кроме примера со здоровьем, могут быть самые тонкие, едва различимые подмены. Кто приходит в Церковь выпросить себе супруга, перепутав Бога с со свахой, кто-то – ещё за чем-то. Сколько мирских потребностей – столько и подмен. И вот тут, читатель, призываю ненадолго прервать чтение и спросить себя: а чего я жду для себя от Бога? Зачем Он мне понадобился вообще? Лучше записать эти нужды в список, возможно, их много. А затем ответить себе на вопрос: какие из этих нужд в принципе могут решить люди, хорошие специалисты – врачи, (здоровье), адвокаты (оправдание), судьи (справедливость), милиция (защита), психологи, (душевный комфорт, грамотное общение), благотворители (материальная помощь), учителя (информация, знания), друзья (общение), супруги (человеческая любовь)…
Проверьте себя – и освободите Бога от не присущих Ему задач.
Ещё один экстремальный способ самопроверки – представить себе ненадолго, на пару-тройку минут, что Бога нет или что Вы вдруг стали атеистом. Что вдруг изменится в Вашей жизни, чего станет не хватать? – Это и будет ответом для чего Бог именно Вам.
На самом деле, в этом эксперименте может «сгореть» только ложь, только самообман и фальшивая вера.
Итак, если Бог не нужен для тех функций, которые могут выполнять люди, то для чего же Он вообще нужен? (Конечно, это изначально потребительская формулировка, но что делать – таковы мы: если Бог будет нам ни для чего не нужен, то будем ли мы в Него верить и служить ему?) Не претендую на полный исчерпывающий ответ, но всё же некоторые подсказки есть. Они находятся в учебнике религиоведения, в главе «функции религии». Для меня главная «функция Бога» - придание смысла миру, жизни и смерти. И смысла – оптимистического. Мир перестаёт быть страшной «сказкой, рассказанной идиотом» и сквозь все трагедии и ужасы бытия проглядывает Солнце Истины.
Религия даёт вечную надежду на то, что в конце-концов, всё будет хорошо, а значит, вечную опору для жизни. И ещё одна опора – вера что Идеал, Абсолютное Добро всё-таки существует. Значит, мне есть Кого любить и Кем быть любимым. Ни один человек, даже самый лучший, не справится с ношей Любви, не сможет ей достойно соответствовать.
Ещё - Бог это – фундамент для мысли, Начало начал и Причина причин. Без этой, предельной опоры невозможно никакое мышление – даже атеистическое и материалистическое.
Конечно, это только мои причины для веры, могут быть и другие не менее важные и достойные, но их объединяет то, что людьми они принципиально невыполнимы, а, значит Богу в этом случае отдаётся Богово, а кесарю-кесарево.
Если есть минимальный фундамент веры, опирающейся на Бога, а не на мирские потребности, то тогда можно уже безболезненно добавлять и мирские потребности и нужды, просить Бога помочь. Но Он теперь будет «свободен» не выполнять просьбы. Это – свободные, глубокие взаимоотношения двух свободных существ, а не манипулятивно-шантажная практика.


  • 1

идеальное обяснение

вспомнились слова покойного о.Даниила Сысоева, что некоторые христиане считают Бога своим должником: "Вот я то-то и столько-то молитв и поклонов сделал, теперь Бог должен мне...". Спаси Господи, за Ваше разьяснение!

  • 1